Крупный железнодорожный узел Северо-Запада Волхов находится в почти 140 км от Северной Пальмиры. Расположился он на берегах одноименной реки, по которой раньше скандинавы и славяне плавали к грекам.
Самому городу не столь много лет – раньше на его месте был простой погост, после прокладки железной дороги – станция, а после начала строительства ГЭС возник поселок. В 1932 году появился первый российский алюминиевый завод, а через год поселок стал городом Волховстроем. Окончание «–строй» убрали незадолго до войны. В период ленинградской блокады являлся концом пути в «Дороге Жизни».
В городе хорошо развита инфраструктура. Найдутся отделения ВТБ и Сбербанка. Есть множество магазинов, пять гостиниц санаторий-профилакторий и медучреждения.
ГЭС им. В. И. Ленина
1927 году на берегах Волхова построили самую старую действующую российскую ГЭС. Этот шедевр конструктивизма создал советский инженер Г.О. Графтио. Даже в то время электростанция была уникальным мощным техническим сооружением, а сейчас это исторический памятник науки, во время строительства которого был даже сам Ильич.
Во время войны снабжала Ленинград электричеством. Также ГЭС оставила свой след в искусстве: выпущены почтовые марки с ее видом и создан документальный фильм об истории.
Музей истории города
Распложен музей в доме инженера Графтио. Как правило, именно отсюда начинается любая городская экскурсия, так как тут собраны все документы по строительству гидроэлектростанции. Кроме того, музейная коллекция включает личные вещи (даже автомобиль) и библиотеку Графтио.
Дворец культуры
Памятник сталинской послевоенной архитектуры. И сейчас это весьма важное здание в жизни города – именно тут проводят фестивали, спектакли и прочие мероприятия местного и областного значения.
Дома купца Калязина
Каменный и деревянный дома до революции принадлежали купцу Калязину, где он проживал вместе с семейством. Сейчас в каменном доме обитает почта, а двухэтажное красное здание другого занял музей купеческого быта. Это небольшой частный музей, созданный потомками именитых горожан.
В нем создана купеческая атмосфера конца 19 века. Методично воссоздан интерьер столовой, гостиной, спальни и проходной комнат. Особенно заинтересует музей любителей старины.
Железнодорожный вокзал
Открыт в 1905 году. Особенностью этого бело-желтого здания считается башня с работающими часами.
У станции сохранилось прежнее название города – Волхострой. В конце прошлого века здание вокзала было реконструировано. Особый интерес вызывает памятник-паровоз рядом на перроне.
Паровоз-памятник
Это самый настоящий паровоз Эу 708-64, который первым привез продовольствие и боеприпасы ленинградцам. Произошло это в феврале 1943 года – после прорыва блокады. Потом паровоз проработал до 1979 года, когда железнодорожники Волхвстроя уговорили сохранить Эу 708-64 памятником. Открылся он в 1980 году.
Мемориал героическим защитникам Волхова
На самой высокой точке города расположился мемориал защитникам. Тут, в 1941 году, находилась зенитная артиллерия переднего края обороны города. Это каменный монумент с тремя вертикальными столбцами над ним. Символизируют они те три суровых военных года. Открыт он в 1970 году, а через 15 лет недалеко установили 85-юю зенитку.
Памятник «Слава героям»
Этот памятник можно отыскать в сквере на Коммунаров, возле братской могилы. Собой он представляет установленную на постаменте алую звезду с надписью «Слава». С двух сторон стоят плиты с именами 335 воинов, похороненных рядом. Поставлен монумент в честь памяти павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к городу.
Пушка ЗИС-3
На Привокзальной площади стоит ЗИС-3 на постаменте. Казалось бы, обычный памятник в честь мужества и героизма – каких везде по стране много – но интерес в том, что рядом, в 2008 году, заложили послание потомкам 22 века.
Церковь Михаила Архангела
Конечно, свой храм найдется и тут. Начало церковь берет в 15 веке, однако то здание не сохранилось. В 1829 году здание сгорело, и было построено каменное. Затем после революции снесли колокольню и уничтожили церковный купол. Восстановили церковь после распада Союза.
Старая Ладога
Рассказывая о Волхове невозможно не упомянуть о древней столице Руси — Старой Ладоге. Расположена она в 10 км от города. Имеет много старинных достопримечательностей, главная из которых, конечно же – Староладожская Крепость.
Современное здание крепости построено всего лишь в 15-16 вв., имеет пять башен и довольно мощные (7 метров в толщину) стены для защиты от пушечных ядер. Высота стен – 12 м, башен – 19 м. Во время шведской интервенции крепость была сильно разрушена, а после – заброшена.
После этого среди жителей было довольно много легенд, включая некий подземный лаз. Последнее не подтвердилось – исследователи считают, что за подземный ход смельчаки приняли полузасыпанные сводчатые амбразуры. Реставрация крепости произошла в советское время. Тогда обнаружили, что крепость построили на месте ее предшественницы 9 века.
Кстати, недалеко от Ладоги считается, захоронен Олег Вещий. Его могила находится в урочище Сопки – ладожских погребальных холмах. Рядом возведена церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Стороженский маяк
Эта достопримечательность больше подойдет для автовладельцев, ибо находится от города в 80 км, на Загубском п-ве. Примечательность маяка – что это один из самых высоких в Европе, его высота – более 70 метров. На вершину стороженского маяка пускают всех желающих.
Построили его два века назад и несколько раз реставрировали, пока он не стал современного вида. В 1875 тут жили три человека, была баня, и освещался маяк десятью керосиновыми лампами. Недалеко от маяка притаилась старинная каменная церковь Николая Чудотворца.