При упоминании названия «Гжель» представляется определенный ряд ассоциаций – красота, узоры, синь, народные промыслы, фарфор.
А посуда из Гжели – один из главных подарков для придания свежести интерьеру любого помещения, особенно кухонного.
Кроме того, Гжель – город удивительных храмов. Поэтому все достопримечательно можно условно связать с двумя большими категориями – производственной и духовной.
Фабрика «Гжель»
Компания «Гжель» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.
Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать.
Музей «Гжель»
Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.
Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.
Фабрика фарфора «Синь России»
Это предприятие специализируется на ручном производстве фарфоровых изделий высококачественного уровня. Все экземпляры – в лучших традициях народного промысла керамики воссоздали картину развития будущего в промысле. Здесь также проводятся посещения собственного производства фарфора, представлена выставка народных промыслов и даже имеется свой мини-зоопарк.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.
Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.
В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.
Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.
Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары.
Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.
Церковь Георгия Победоносца
Это сооружение появилось в 1912 году в честь столетия завершения Отечественной войны. Финансы на ее устройство появились благодаря владельцу Фарфорового завода И.Е.Кузнецовым. А непосредственное строение возникло по проекту архитектора Б.М. Великовского. Последний раз обновления храма велись в 1990х годах.
Гжельская Керамика
Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.
Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.