Небольшой итальянский городок, с населением в 100 тыс. человек – Пистойя, сначала был этрусским поселением, потом галльским. В IV в. до н. э. он получил статус римской колонии.
В средние века эти земли были резиденцией германского короля. Это время стало периодом расцвета. Началось развитие торговли. Произошел колоссальный рост сопутствующей этому прибыли. Вскоре город превратился в крупный финансовый центр того времени.
В Пистойе решили чеканить собственную монету. Расцвело местное искусство, которое к концу XII в. сделало город художественным центром страны. В 1117 г. Пистойя обрела свободу. Однако, в последующие века, она дважды меняла своих хозяев-захватчиков. В 1401 г. ее все же окончательно присоединили к флорентийской земле.
Именно в Пистойе был изобретен пистолет. В городе с такой богатой и насыщенной историей, обязательно стоит побывать. Здесь сохранилось большое количество памятников архитектуры и культуры, привлекающих ежегодно огромное количество туристов со всего света.
Баптистерий Иоанна Крестителя
Первые упоминания о Баптистерии Иоанна Крестителя в Пистойе датируются XII в. Следующий этап строительства начался в 1303 г. О нем тоже не так уж много сведений осталось в документах. Однако конструкция здания сохранилась именно с того времени.
Более полную информацию о строительстве здания можно найти в документах 1361 г. Выполнен он в готическом стиле, с элементами традиционного пистойско-романского стиля. Входную дверь и деревянный с позолотой алтарь изготовили в XVI в., а, установленная внутри купель, датируется XIII в. Баптистерий – действующий. В нем часто проводят литургии. А каждую субботу, возле стен, открывают традиционный рынок.
Кафедральный собор св. Зенона
Впервые об этом древнем Кафедральном соборе св. Зенона упоминается в 923 г. На протяжении всего своего существования он два раза горел и один раз страдал от мощного землетрясения. В связи с этим его много раз переделывали: что-то добавляли, что-то убирали.
Свой нынешний вид он обрел в 1999 г. Фасад имеет характерный для города окрас – чередование темных и светлых полос. Внутреннее убранство собора богато на художественные и культурные ценности: множество фресок, памятников, древний орган 1793 г.
Колокольня кафедрального собора
К комплексу Кафедрального собора св. Зенона относят также Колокольню, возведенную на месте сторожевой башни. Строилась она в несколько этапов, в разные исторические эпохи. Нижнюю часть начали возводить в XII в. Однако, после землетрясения XIII в., увеличивать ее не стали. Лишь в XVI в. ее макушку увенчали красивой шатровой крышей. Общая высота башни – 70 м. И снова, общий стиль колокольни – романский, лишь крыша выполнена в стиле готики.
Благодаря трем ярусам аркад, башня выглядит воздушной и очень нарядной. Поэтому ее принято считать самой красивой колокольней Италии.
Церковь св. Андрея
Церковь св. Андрея построена в период с XVII-XVIII вв. Существует мнение, что ранее, на ее месте стоял первый городской собор. Однако точных сведений на этот счет нет. Основной облик строения сложился уже к XII в. В последующие столетия происходили внутренние отделки, в частности было нарисовано множество чудесных картин на его стенах.
Фасад здания оформлен черно-белыми полосами, традиционными для романского стиля Пистойи. Внутри можно увидеть шедевр скульптора Джованни Пизано, конца XIII в. – изящную кафедру, стоящую на скульптурах льва, львицы, орла и крылатого льва.
Дворец Коммуны
Дворец Коммуны, Дворец Старейшин, «Дворец Джано» — все это одно и то же здание, построенное для магистратуры города в конце XIII в., в период его экономического расцвета. В течение последующего XIV в. дворец увеличили в размерах, придав ему его нынешний вид. На фасаде строения можно увидеть необычную черную мраморную голову. По одним слухам – это голова предателя Пистойи, по другим – изображение короля Майорки, убитого капитаном этого города.
С 1922 г. в стенах дворца Коммуны располагается городской музей. Здесь собраны коллекции частных лиц, произведения искусства, скульптуры, ювелирные украшения, произведения из стекла и керамики. На двух этажах музея собраны работы XIII — XVIII веков.
Крепостные стены Пистойи
Первый круг крепостных стен Пистойи был возведен римлянами, когда город еще только зарождался. В VIII в., во времена, когда городом правил лангобардский король, римские стены были разрушены, после чего на их месте возвели новые. Второй круг стен, из-за активного роста Пистойи, решено было построить в XII в.
Они были вдвое больше предыдущих, насчитывали около 60 башен и множество рвов. Третьи крепостные стены были построены после захвата города флорентийскими войсками. Сейчас останки стен, заросшие кустарниками, травой и вьюнами, но в достаточно хорошем состоянии, можно видеть по всему городу.
Монастырь св. Антония Великого
Монастырский комплекс св. Антония и, прилегающая к нему церковь, построены в форме египетского креста «Тау». В 1360 г. в городе обосновался орден Тау, поклоняющийся св. Антонию. Для постройки монастыря использовался традиционный флорентийский стиль. Однако, в XVIII в., орден распустили, а здания продали частникам, которые превратили их в жилые постройки. В 1962 г. начались реставрационные работы, в ходе которых взору мастеров открылись уникальные фрески художника Никколо ди Томмазо, украшающие стены капеллы.
Церковь св. Духа
В 1635 г. в городе обосновались иезуиты. В 1647 г. началось строительство церкви св. Игнатия Лойола. В XVIII в. орден распустили, а церковь передали конгрегации св. Духа. Но и он вскоре перестал существовать. После чего церковь открыли как приходскую. Внешнее оформление абсолютно отсутствует, все очень строго. В церкви имеется свой старинный орган XVII в. Так же, временно на сохранении в храме, находятся картины из церкви св. Власа.
Башня Катилины
В самом центре города, на Соборной площади, высится башня, названная в честь заговорщика Пистойи — Катилины. Известно, что он проиграл в войне с римскими захватчиками, при этом погибнув на поле битвы. Многие историки связывают появление Пистойи именно с данным сражением. Уцелевшие, но искалеченные соратники Катилины, возвели на месте нынешнего города хижины, став первыми его жителями. Вскоре началась эпидемия чумы, давшая название городу. С итальянского «Пистойя» переводится как «чума».
Библиотека Фортегуэрри
Согласно городской легенде, в XV в. в этом здании была открыта «Школа знаний». Воспитанники из низших слоев общества обучались здесь бесплатно, в течение двух лет. А также у них была возможность продолжить свое обучение в университете, с помощью предоставленных им денежных средств.
Некоторые историки считают, что школьное здание было построено в XVI в., на останках более древней постройки, стоявшей некогда на этом месте. С 1969 г. под одной крышей начали сосуществовать лицей и библиотека. Позже лицей переехал в здание монастыря св. Иоанна. В библиотеке Пистойи хранятся более 220 тыс. книг и старинных манускриптов. Ее хранилища доступны для широкой публики.
Что еще стоит посмотреть в Пистойе?
Пистойя – город, с интересной культурой и древней историей, насчитывающий в себе большое количество средневековых памятников. Здесь воздвигли множество уникальных церквей: церковь св. Иоанна Богослова, св. Франциска, церковь св. Петра, св. Павла и многие другие. Дворец Панчатики, дворец капитана народа, Сберегательной кассы, Новый епископский дворец привлекают прохожих своим традиционным пистойским стилем.
Не забудьте посетить местный «Пистойский зоопарк», который понравится не только детям, но и взрослым. Сохранилось и старейшее здание театра Мандзони, открывшее свои двери в 1694 г. Для осмотра его достопримечательностей может не хватить и целого дня, настолько богат он своим историческим наследием.