Пьяченца расположена в провинции Эмилия-Романья, на правом берегу реки По, недалеко от Ломбардии. Бывшая римская колония Пьяченца располагает солидным культурным наследием, которое непрерывно возрастало на протяжении веков.
Город был основан в 218 году до н.э. как римское военное поселение. В Средние века Пьяченца входила в состав Священной Римской империи германской нации.
В 16 веке было создано герцогство Пармы и Пьяченцы, которым вплоть до окончания первой трети 18 века правила династия Фарнезе: память об этом периоде сохранили многие исторические достопримечательности города.
В 1802 году город был аннексирован Наполеоновской империей. В 1848 году Пьяченца стала первым городом Италии, пожелавшим присоединиться к только что образованному Итальянскому королевству.
В ходе Второй мировой войны, город серьезно пострадал от бомбардировок. Сегодня Пьяченца – один из ключевых туристических пунктов провинции Эмилия-Романья, предлагающий для осмотра немало достопримечательностей.
- Площадь Кавалли
- Палаццо Готико
- Дворец губернатора
- Базилика святого Франциска
- Кафедральный собор
- Палаццо Фарнезе
- Музеи Палаццо Фарнезе
- Галерея и Колледж Альберони
- Базилика Сант’Антонино
- Церковь Сан-Джованни-ин-Канале
- Базилика Санта Мария ди Кампанья
- Церковь Сан-Систо
- Базилика Сан-Савино
- Городской театр
- Бульвар Факсал
Площадь Кавалли
Современное название площади дали конные статуи начала 17 века работы Франческо Моки, посвященные герцогам Фарнезе. Площадь приобрела свои первоначальные очертания к концу 12 века, когда был реконструирован расположенный здесь Палаццо Готико.
Многие века площадь Кавалли, ранее носившая название Пьяцца Гранде, являлась историческим и политическим центром Пьяченцы. Строившиеся здесь дома принадлежали самым влиятельным членам общины. В числе выдающихся элементов архитектурного ансамбля площади, помимо Палаццо Готико – Дворец Губернатора и Палаццо Мерканти.
Палаццо Готико
Это средневековое здание является одной из доминантных точек площади Кавалли. Строительство палаццо было начато в конце 13 века. Другое название здания – Палаццо Коммунале – отражает его функции городской ратуши, служившей местом жительства выборных правителей и местом проведения общегородских собраний.
Дворец губернатора
Палаццо-дель-Говернаторе, также расположенное на площади Кавалли – резиденция герцогов Пьяченцы и Пармы. Дворец постройки конца 18 века сменил более старинное административное здание, служившее местом заседаний герцогских интендантов. Здание выстроено по проекту архитектора Л. Томба.
Базилика святого Франциска
Базилика расположена на площади, граничащей с площадью Кавалли. Это один из интереснейших примеров готической итальянской архитектуры. Строительство церкви началось в последней трети 13 века. Благодаря тому что Убертино Ланди отписал францисканскому ордену городскую землю поблизости от своего дворца, базилика смогла обрести свое место в центре Пьяченцы. Церковь легко узнать по фасаду, увенчанному тремя стройными башенками.
Кафедральный собор
Собор Пьяченцы может по праву считаться одним из наиболее значительных романских зданий долины реки По. Строительство началось в 1122 году и к 1233 году было завершено. Фасад собора украшен превосходными скульптурами романского перода работы местных мастеров. В барочном интерьере особый интерес представляют фрески Карраччи и Гверчини.
Квадратная в плане колокольня выстроена из обожженного кирпича; высота ее – 67 м. Колокольню венчает изображение ангела: эта вращающаяся медная фигура стала одним из символов города.
Палаццо Фарнезе
Палаццо – резиденция герцогов Фарнезе – было построено в 16 веке по проекту архитектора Виньолы. Последний из герцогов династии скончался в 1731 году. Дворец довольно быстро пришел в совершенное запустение. Его начали реставрировать лишь в начале прошлого столетия.
Сейчас дворец является важнейшим архитектурным памятником Пьяченцы, предоставляя свои помещения для коллекций нескольких интереснейших городских музеев. Здесь расположены художественная галерея – Пинакотека, Археологический музей, Музей древнего оружия и другие собрания исторических и художественных экспонатов.
Музеи Палаццо Фарнезе
Заслуженной популярностью пользуются все музеи дворца Фарнезе, но особое место среди них занимает Археологический музей, знаменитый благодаря хранящемуся здесь артефакту – «Печени из Пьяченцы». Речь идет о бронзовой реплике печени овцы, сделанной этрусскими мастерами во 2 веке до н.э. Артефакт использовался этрусскими жрецами для предсказаний.
Пинакотека дворца Фарнезе предлагает для осмотра богатую коллекцию полотен 16-17 веков, среди которых выделяется «Мадонна с молодым св. Иоанном», принадлежащая кисти Сандро Ботичелли.
Музей древнего оружия располагает коллекцией из 400 предметов, созданных оружейными цехами Италии; в число экспонатов входят также доспехи разных эпох.
Галерея и Колледж Альберони
Здание колледжа Альберони было построено в начале 18 века. До наших дней колледж сохранил свои основные функции – здесь можно получить теологическое образование. Библиотека колледжа представляет собой уникальное собрание книг, насчитывающее около 130 тыс. томов. Особого внимания заслуживает картинная галерея, экспонаты которой первоначально входили в личное собрание кардинала Альберони. Здесь можно увидеть выдающиеся работы фламандских и итальянских художников.
Базилика Сант’Антонино
Основанный в 4 веке храм посвящен покровителю Пьяченцы – святому Антонино. В 14 веке здесь началось строительство церкви по проекту Пьетро Ваго. В многократно реставрировавшемся интерьере сохранились фрески К. Гавасетти и картины Р. де Лонги. В конце 90-х годов 20 века здесь установили внушительных размеров статую уроженца Пьяценцы Папы Григория Х.
Базилика знаменита происходившими здесь в начале 12 века переговорами о перемирии между Фридрихом Барбароссой и итальянскими городами – об этих событиях свидетельствует находящийся здесь мемориальный камень.
Церковь Сан-Джованни-ин-Канале
Эта базилика основана в начале 13 века монахами доминиканского ордена. В названии церкви отразилась топография средневековой Пьяченцы: этот район изобиловал каналами, на которых работало множество водяных мельниц.
В 16 веке под руководством архитектора Трамелло была проведена реконструкция здания, коснувшаяся апсидной части, сводов и отделки фасада.
В 17-18 веках декор интерьера был дополнен лепниной. Роза и мозаики на фасаде церкви появились во время реставрации начала 20 века. В оформлении интерьера также можно заметить художественное влияние различных эпох. В частности, роспись капеллы Мадонны Розария была выполнена в духе неоклассицизма в начале 19 века местным мастером Ланди.
Базилика Санта Мария ди Кампанья
Это одно из самых красивых культовых сооружений Пьяченцы. Базилика построена на месте святилища, служившего местом поклонения изображению Марии с Младенцем. Легенда гласит, что на прилегающей к церкви площади Папой Урбаном II был инициирован Первый Крестовый поход. Базилика славится превосходными фресками Порденоне и других известных итальянских мастеров.
Церковь Сан-Систо
Эта церковь, построенная в ренессансном стиле, имеет долгую историю. Храм был основан задолго до эпохи Возрождения, в 874 году. В начале 16 века церковь была вновь отстроена; ее дошедший до наших дней облик создан архитектором Алессио Трамелло. Фасад был видоизменен в 18 веке.
С церковью Сан-Систо связана история знаменитого полотна Рафаэля, «Сикстинской Мадонны». Оригинал картины хранился здесь до середины 18 века, когда был куплен королем Польши Августом III — сегодня это одна из жемчужин коллекции Дрезденской галереи. Сегодня интерьер центрального нефа украшает копия этой картины.
Базилика Сан-Савино
Это один из наиболее значимых памятников европейской церковной архитектуры романской эпохи. Церковь расположена недалеко от кафедрального собора Пьяченцы на месте раннехристианского храма.
Базилика, строительство которой относится к 11 веку, много раз реставрировалась. В начале прошлого столетия во время реконструкции была обнаружена крипта с великолепными мозаиками.
Городской театр
Построенный в конце 18 века театр впервые открыл свои двери в 1804 году. Строительство возглавил архитектор Л. Томба. Его авторству принадлежит овальная форма театрального зала, которую Томба счел оптимальной по результатам специальных расчетов. Внутреннее убранство, созданное многочисленными мастерами, само по себе заслуживает внимания и сделает любое посещение этого театра незабываемым.
Бульвар Факсал
Это одна из самых знаменитых улиц Пьяченцы. Протяженность бульвара составляет около 2 километров; он соединяет исторический центр города с районом железнодорожной станции.
Бульвар расположился непосредственно на городских стенах эпохи Возрождения, и, прогуливаясь здесь, можно наблюдать за жизнью города с некоторой высоты. Столь необычное расположение делает этот бульвар прекрасным местом для городских прогулок. Круглый год здесь организуются разнообразные мероприятия, выставки, ярмарки, праздничные уличные шоу.